Неточные совпадения
Она не теряла из вида путеводной нити жизни и из мелких явлений, из немудреных
личностей, толпившихся около нее, делала не мелкие выводы, практиковала силу своей
воли над окружавшею ее застарелостью, деспотизмом, грубостью нравов.
Это ум — не одной головы, но и сердца, и
воли. Такие люди не видны в толпе, они редко бывают на первом плане. Острые и тонкие умы, с бойким словом, часто затмевают блеском такие
личности, но эти
личности большею частию бывают невидимыми вождями или регуляторами деятельности и вообще жизни целого круга, в который поставит их судьба.
Общественное сознание, общественная
воля должны быть направлены на выработку закала
личности.
Новая жизнь ожидалась исключительно от изменений социальной среды, от внешней общественности, а не от творческих изменений в
личности, не от духовного перерождения народа, его
воли, его сознания.
Этот дух, совсем не противоположный правде демократических программ, прежде всего требует личного и общественного перевоспитания, внутренней работы
воли и сознания, он ставит судьбу общественности в зависимость от внутренней жизни человеческой
личности, нации, человечества, космоса.
Но истинное народное самоуправление, как выявление организованной человеческой энергии, как обнаружение народного характера, предполагает самодисциплину и самовоспитание
личности и народа, закал
воли.
Теоретически освобожденный, я не то что хранил разные непоследовательные верования, а они сами остались — романтизм революции я пережил, мистическое верование в прогресс, в человечество оставалось дольше других теологических догматов; а когда я и их пережил, у меня еще оставалась религия
личностей, вера в двух-трех, уверенность в себя, в
волю человеческую.
Природа с своими вечными уловками и экономическими хитростями дает юность человеку, но человека сложившегося берет для себя, она его втягивает, впутывает в ткань общественных и семейных отношений, в три четверти не зависящих от него, он, разумеется, дает своим действиям свой личный характер, но он гораздо меньше принадлежит себе, лирический элемент
личности ослаблен, а потому и чувства и наслаждение — все слабее, кроме ума и
воли.
И после всего этого великий иконоборец испугался освобожденной
личности человека, потому что, освободив ее отвлеченно, он впал снова в метафизику, придал ей небывалую
волю, не сладил с нею и повел на заклание богу бесчеловечному, холодному богу справедливости, богу равновесия, тишины, покоя, богу браминов, ищущих потерять все личное и распуститься, опочить в бесконечном мире ничтожества.
Желая везде и во всем убить всякий дух независимости,
личности, фантазии,
воли, Николай издал целый том церковных фасад, высочайше утвержденных. Кто бы ни хотел строить церковь, он должен непременно выбрать один из казенных планов. Говорят, что он же запретил писать русские оперы, находя, что даже писанные в III Отделении собственной канцелярии флигель-адъютантом Львовым никуда не годятся. Но это еще мало — ему бы издать собрание высочайше утвержденных мотивов.
Бог открывался человеку и в древних религиях, сообщал людям Свою
волю через избранных Своих людей, но никогда до Христа не воплощался Бог, не являлся в образе
личности.
Таким образом, мы можем повторить наше заключение: комедиею «Не в свои сани не садись» Островский намеренно, или ненамеренно, или даже против
воли показал нам, что пока существуют самодурные условия в самой основе жизни, до тех пор самые добрые и благородные
личности ничего хорошего не в состоянии сделать, до тех пор благосостояние семейства и даже целого общества непрочно и ничем не обеспечено даже от самых пустых случайностей.
Нет никаких прав, кроме
личности самодура, никаких нравственных правил, кроме угождения его
воле…
О, конечно, это грубый пример, это схема, но в лице этого двухголового чудовища я вижу все, что связывает мой дух, насилует мою
волю, унижает мое уважение к своей
личности.
Постепенно ли, с юных лет развращаемая и наконец до отупения развращенная
воля или просто жгучее чувство
личности, долго не признаваемое, долго сдерживаемое в разъедающей борьбе с самим собою и наконец разорвавшее все преграды и, как вышедшая из берегов река, унесшее в своем стремлении все — даже бедного своего обладателя?
По первому жизнепониманию жизнь человека заключается в одной его
личности; цель его жизни — в удовлетворении
воли этой
личности.
По второму жизнепониманию жизнь человека заключается не в одной его
личности, а в совокупности и последовательности
личностей: в племени, семье, роде, государстве; цель жизни заключается в удовлетворении
воли этой совокупности
личностей.
Человек божеского жизнепонимания признает жизнь уже не в своей
личности и не в совокупности
личностей (в семье, роде, народе, отечестве или государстве), а в источнике вечной, неумирающей жизни — в боге; и для исполнения
воли бога жертвует и своим личным, и семейным, и общественным благом. Двигатель его жизни есть любовь. И религия его есть поклонение делом и истиной началу всего — богу.
Среди образованных не верующие ни во что всё-таки хоть в себя верили, в свою
личность, в силу своей
воли, — а ведь этот себя не видит, не чувствует!
Там и сям мелькают какие-то оливковые
личности, не то греки, не то евреи, не то армяне, словом, какие-то иконописные люди, которым удалось сбежать с кипарисной деки и отгуляться на
воле у Дюссо и у Бореля.
— Да-с. Это все так-с, и по крайнему моему разумению отдаю полную справедливость рассуждению вашему; но позвольте же и мне вам, Яков Петрович, заметить, что
личности в хорошем обществе не совсем позволительны-с; что за глаза я, например, готов внести, — потому что за глаза и кого ж не бранят! — но в глаза,
воля ваша, и я, сударь мой, например, себе дерзостей говорить не позволю. Я, сударь мой, поседел на государственной службе и дерзостей на старости лет говорить себе не позволю-с…
Никогда ни один народ, ни в древней, ни в новой истории, не делал таких внезапных отречений от своей народности вследствие
воли одной
личности.
Равным образом и все практические последствия дурного развития ума или
воли не должны быть относимы прямо к вине отдельной
личности, а должны быть приписаны действию тех же обстоятельств.
Вот непримиримое противоречие Запада и Востока. Именно это, рожденное отчаянием, своеобразие восточной мысли и является одной из основных причин политического и социального застоя азиатских государств. Именно этой подавленностью
личности, запутанностью ее, ее недоверием к силе разума,
воли и объясняется мрачный хаос политической и экономической жизни Востока. На протяжении тысячелетий человек Востока был и все еще остается в массе своей «человеком не от мира сего».
Катастрофа, никогда еще не испытанная миром [Катастрофа, никогда еще не испытанная миром… — первая мировая война; журнал Горького «Летопись», в котором была опубликована статья, занимал активную антивоенную позицию.], потрясает и разрушает жизнь именно тех племен Европы, духовная энергия которых наиболее плодотворно стремилась и стремится к освобождению
личности от мрачного наследия изжитых, угнетающих разум и
волю фантазий древнего Востока — от мистик суеверий, пессимизма и анархизма, неизбежно возникающего на почве безнадежного отношения к жизни.
Неоспоримо, что внешние условия жизни Востока издревле влияли и все еще продолжают влиять на человека в сторону угнетения его
личности, его
воли. Отношение человека к деянию — вот что определяет его культурное значение, его ценность на земле.
У ней есть не только доброта, по которой она жалеет плачущую девочку, но и зачатки уважения к человеческим правам и недоверие к [насильственному] праву собственного произвола: когда ей говорят, что можно заставить Игрушечку делать, что угодно, она возражает: «А как она не станет?» В этом возражении уже видно инстинктивное проявление сознания о том, что каждый имеет свою
волю [и что насилие чужой
личности может встретить противодействие совершенно законное].
Факт налицо: отчего же и не поверить такому объяснению, тем более что оно усыпляет инстинктивное беспокойство [барышни на этот счет, снимает с нее нравственную ответственность и льстит ее тщеславию,] поднимает Зиночку на степень существа высшего, по праву могущего распоряжаться
волею и
личностью других людей!..
Отец, мать, все родные, подчиненные крепостной власти, свыкшиеся с своим положением и изведавшие, может быть, собственным [горьким] опытом [все] неудобства самостоятельных проявлений своей
личности, — все стараются, из желания добра мальчику, с малых лет внушить ему [беспрекословную покорность чужому приказу,] отречение от собственного разума и
воли.
Вы видите, что сущность мнения та же самая: мужик, дескать, груб и необразован, и потому не имеет ни сознания прав своей
личности, ни собственного разума и
воли.
А на том свете, говорят индийцы, из семи кругов, в которых давались смертным разные виды блаженства, самым высшим считался тот, где человек терял совершенно свою
личность,
волю, сознание, погружался в лоно Брамы и решительно, без следа, уничтожался в нем.
Будь еще дело между
личностями, один на один, — тогда бы, может быть, раздраженное человеческое чувство выказалось сильнее и решительнее; а ведь тут и личностей-то нет никаких, кроме неповинных, потому что не свою
волю творят.
Нет, мы видели, что никому из них не приносит особенного счастья его забитость, безответность и отречение от собственной
воли, от собственной
личности.
Может быть, здесь найдется и светлая сторона нравов того времени, может быть, семейные добродетели старинных помещиков и примирят нас с ними за те ложные и невежественные отношения, которые развивали они в своей жизни и которые, впрочем, и не зависели от
воли отдельных
личностей…»
Он сочинил бы замысловатый циркулярчик, с красноречивыми фразами и гуманными взглядами, в таком смысле: «Трезвость, дескать, очень похвальна, и препятствовать ей не следует; но
личность человека священна, и потому делать какие-нибудь обязательные постановления относительно трезвости не дозволяется; вследствие чего, дескать, и предлагается, кому следует, наблюдать за тем, чтобы распространение трезвости совершалось само собою, а не вследствие обязательных мирских приговоров, стесняющих и насилующих свободную
волю человека».
Тем же кончил и Кольцов, эта здоровая, могучая
личность, силою своего ума и таланта сама открывшая для себя новый мир знаний и поэтических дум. Еще не окрепший в своем поэтическом таланте, но гордый молодою силою
воли, он говорил о злой судьбе при начале своего поприща...
От этого-то, повидимому, и зависит выражение мира и успокоения на лице у большинства покойников. Покойна и легка обыкновенно смерть каждого доброго человека; но умереть с готовностью, охотно, радостно умереть — вот преимущество отрекшегося от себя, того, кто отказывается от
воли к жизни, отрицает ее. Ибо лишь такой человек хочет умереть действительно, а не повидимому, и, следовательно, не нуждается и не требует дальнейшего существования своей
личности.
Шопенгауэр. [В гранках на полях против этой мысли написано: Как хорошо! Я заменил бы только слова: от
воли к жизни, словами — от жизни
личности — отрицает ее. Л. Толстой.]
Нужно только бесконечно жалеть и сокрушаться о том, что есть в жизни народа такие непримиримые положения, когда отдельная
личность, даже помимо собственной
воли, насильственно принуждена разрывать самые дорогие свои связи и отношения.
Чувственность совершенно ясно отличается как от субстанциально-волевого ядра
личности, так и от причастного Логосу мышления, умного видения идей, их идеального созерцания: наряду с
волей и мыслию есть еще чувственное переживание идей, — их отелеснение.
Она подлежит всей принудительности этой действительности, железной ее необходимости; от моей
воли, от моей
личности нисколько не зависит «верить» или «не верить» в существование этого стола: довольно мне его пощупать или об него стукнуться, чтобы стол предстал предо мной во всей непререкаемой действительности.
Личность есть выбор, и в этом её сходство с гением, который есть целостный характер и напряженность
воли, совершающей выбор.
Утопия совершенного общества в условиях нашего мира, утопия священного царства и священной власти, утопия совершенной и абсолютной общей
воли народа или пролетариата, утопия абсолютной справедливости и абсолютного братства сталкивается с верховной ценностью
личности, с личной совестью и личным достоинством, со свободой духа и совести.
Именно в объективации, экстериоризации, отчуждении человеческой природы человек попадает во власть
воли к могуществу, денег, жажды наслаждений, славы и пр., разрушающих
личность.
Познание
личности и свободы связано с личным разумом, с
волей и активностью.
Эгоизм, корысть, самомнение, гордость,
воля к могуществу, ненависть к другим, насилие — все делается добродетелью, когда переносится с
личности на национальное целое.
Ход истории определяется не
волею критически мыслящих
личностей, а производственными процессами; в России с неотвратимою неизбежностью развивается капитализм, бороться против его развития, как пытаются делать народники, — бесполезно и смешно; община, артель — это не ячейки нового социалистического уклада, а пережитки старого быта, обреченные на гибель; развивающийся капитализм выдвигает на сцену новый, глубоко революционный класс — пролетариат, и наиболее плодотворная революционная работа — это работа над организацией пролетариата.
Во главе террористической организации «Народная
воля», подготовившей покушение 1 марта 1881 г., стояла героическая
личность А. Желябова.
Если не разум человека, то мучительность страдания волей-неволей заставляют его признать то, что жизнь его не умещается в его
личности, что
личность его есть только видимая часть всей его жизни, что внешняя, видимая им из его
личности связь причины и действия, не совпадает с той внутренней связью причины и действия, которая всегда известна человеку из его разумного сознания.
Волей-неволей человек должен признать, что жизнь его не ограничивается его
личностью от рождения и до смерти и что цель, сознаваемая им, есть цель достижимая и что в стремлении к ней — в сознании большей и большей своей греховности и в большем и большем осуществлении всей истины в своей жизни и в жизни мира и состоит и состояло и всегда будет состоять дело его жизни, неотделимой от жизни всего мира.